Газета «Абориген Камчатки» основана и издаётся с 11 июня 1995 года

Владимир Илюхин: "Уверен, что роль общин в ближайшее время должна возрасти"

Владимир Илюхин: "Уверен, что роль общин в ближайшее время должна возрасти"

29-30 января 2016 года в краевом центре состоялась Первая межрегиональная конференция «Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики». Инициатором проведения этого знакового события выступила Ассоциация общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края при поддержке Правительства Камчатского края.

Этого события ждали давно. Два месяца шла непрерывная организационная и подготовительная работа Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края и Правительства края по проведению Первой межрегиональной конференции «Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики». Во главе с председателем Ассоциации Александром Тулуповым был создан оргкомитет, внутри которого образованы рабочие группы, отвечающие за подготовку выступлений по направлениям: рыболовство, охота, оленеводство, использование земель, сбор дикоросов, социальная сфера, этнообустройство и ездовое собаководство. Каждую неделю члены оргкомитета проводили работу по сбору всей необходимой информации, а также изучали законы и другие правовые акты, велись консультации с представителями государственных структур, связанных с тем или иным видом традиционной хозяйственной деятельности общин. И вот наступило 29 января 2016 г. Гостей и жителей полуострова встречали под звуки бубна молодежный национальный ансамбль «КОРИТЭВ» и корякский национальный ансамбль «Пилюна». На фотографиях из архива газеты «Абориген Камчатки» были запечатлены коренные народы Камчатки 1920-х и 1980-х гг. Здесь же развернулась выставка работ учащихся факультета «Скорняжное дело» КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса». Это предметы декоративно-прикладного искусства – изделия из кожи, бисера, шкуры, дерева. Их представила известная камчатская мастерица Людмила Юлтыгина. А гости из Хабаровского края – районная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ульчского района – привезли и презентовали публике национальные костюмы и предметы быта: тканые ковры и салфетки, деревянные шахматы ручной работы, шкатулки, статуэтки и обереги, куклы в костюмах из рыбьей кожи. Все это еще раз подтверждает, что наш Дальний Восток богат культурным многообразием и особой неповторимостью.

В большом зале Правительства ни одного свободного места. Чувствовалось среди участников небольшое волнение, ведь подобного рода мероприятия, когда собирается столько людей, которых объединяют схожие проблемы и задачи, проводятся не так часто. Открыл конференцию губернатор Камчатского края. В своем выступлении он отметил: «Общины являются важнейшим элементом, опорой для людей, особенно в отдаленных северных районах, где меньше развита экономика, где не так много крупных производственных объектов. Общины объединяют людей не только для решения общих проблем, но и для развития совместной деятельности, традиционного хозяйствования. Уверен, что их роль в ближайшее время должна существенно возрасти. Я говорю, в том числе, об участии коренных в вопросах социально-экономического развития Камчатки, Дальнего Востока, России в целом. Вы знаете, что важным для края сейчас является реализация проекта территории опережающего развития. Безусловно, коренные народы Севера должны быть интегрированы в этот процесс. Сегодня мы делаем акцент на развитие собственного производства, в том числе в национальных селах. Огромную роль мы уделяем вопросам традиционного рыболовства. Для нас важно – обеспечить северянам доступ к ресурсам. Новое развитие получают такие направления как оленеводство, сбор и переработка дикоросов. Мы хорошо понимаем необходимость экономической активности малочисленных народов, формирования инфраструктуры в национальных селах, повышения самозанятости в общинах. Все это можно сделать, только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций».

Открывая работу Конференции, председатель Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, Александр Тулупов обратил внимание собравшихся на тесное взаимодействие Ассоциации с Правительством Камчатского края: «Ассоциация активно участвует в процессе правового обеспечения коренных народов Севера на региональном уровне. Со стороны Правительства края созданы все условия для представительства коренных народов Севера в региональных органах власти. Это и Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края, и рабочие группы по совершенствованию регионального законодательства, распределению квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, и Общественные советы при Северо-Восточном территориальном управлении Росрыболовства и Министерстве рыбного хозяйства Камчатского края, — отметил Александр Тулупов. — Участие Ассоциации в выше перечисленных коллегиальных органах дали дополнительные возможности коренным народам Севера теперь уже не только заявлять о своих проблемах, но и решать их совместно с органами государственной власти».

На Конференции было заслушано шестнадцать докладов. С трибуны выступали представители краевых органов государственной власти, Законодательного Собрания Камчатского края, члены Ассоциации общин КМНС края, научная интеллигенция, гости из Магаданской области, Хабаровского края, Республики Саха (Якутия). Все выступающие поднимали наиболее актуальные темы, которые в той или иной степени отражают проблемы и вызовы, которые стоят на сегодня перед каждой общиной, а также пути их решения. Ниже мы предлагаем выдержки из некоторых, на наш взгляд, значимых докладов.

Андрей Попов, член Совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, выступил с докладом «Об осуществлении традиционного рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»: «С момента создания Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края мы выполняли поручения учредительной конференции 2014 года. Наша работа направлена на взаимодействие с исполнительными органами государственной власти и федеральными структурами в части традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера. Что нами сделано за это время. Мы принимали участие в работе, совместно с Министерством рыбного хозяйства Камчатского края по подготовке изменений в постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 20.05.2008 № 152. Направлено предложение в Министерство рыбного хозяйства Камчатского края о подготовке и согласовании с территориальным управлением Росрыболовства содержания информационных материалов для разъяснения населению порядка подачи заявок на предоставление водных биоресурсов в пользование на 2015 год. Также предложили инициативу о внесении в проект Закона Камчатского края «О внесении изменений в статью 10 Закона Камчатского края «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в Камчатском крае» в части, касающейся осуществления рыболовства для личного потребления, а также в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам Севера, ведущим традиционный образ жизни. За период проведения путины – 2015 Ассоциация направила предложения в Комиссию по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, по которым принято 9 решений: определение мест лова тихоокеанских лососей, определение режима проходных дней, об установлении объемов добычи анадромных видов рыб и т.д.».

Юрий Нинвит, знатный оленевод, бригадир оленеводческого звена СХП «Дружба», и Валерий Уягинский, член Совета Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края на территории Олюторского района, рассказали о тенденциях развития оленеводства в Камчатском крае: «Оленеводство является одним из основных видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае. Оно имеет этносохраняющее значение: создает сферу приложения исторически сложившихся навыков коренных малочисленных народов Севера, обеспечивает условия для сохранения самобытной культуры, содействует жизнеобеспечению и благосостоянию, оказывает существенное влияние на формирование продовольственных ресурсов потребления, особенно на севере Камчатского края. В то же время оленеводство – отрасль сельскохозяйственного производства, традиционно районированная на северных территориях Российской Федерации, призванная внести существенный вклад в экономическое благополучие народов Севера, в значительной мере укрепить продовольственную базу. В настоящее время в Камчатском регионе осуществляют хозяйственную деятельность 11 оленеводческих предприятий. Два предприятия образованы на базе родовых общин – ООО «Акенман» и ООО «НСП Иччет». В данных предприятиях трудится около 260 оленеводов, являющихся представителями КМНС. Государственная поддержка отрасли осуществляется в рамках государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П. Хотелось бы отметить основные проблемы: — отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, регламентирующей права и обязанности лиц, осуществляющих оленеводческое производство; — снижение экономической эффективности отрасли ввиду отсутствия разработанной целенаправленной маркетинговой стратегии, направленной на формирование рынков оленины и устойчивого платежеспособного спроса населения; — острый недостаток и старение кадров оленеводов, отсутствие интереса молодого поколения к традиционному хозяйствованию при одновременно возрастающей численности неработающей сельской молодежи из числа коренных малочисленных народов; — низкие качественные показатели северного оленеводства, отсутствие масштабной целенаправленной племенной работы в товарных и племенных стадах, снижение сохранности взрослого поголовья оленей, делового выхода телят, реализация животных на убой с низкими весовыми кондициями; — отсутствие современных убойных цехов и мощностей по глубокой переработке продукции оленеводства, отвечающих международным требованиям, что сдерживает переход отрасли на инновационный путь развития; — отсутствие системного регулирования численности хищных зверей и птиц, а также дикого северного оленя оказывает отрицательное влияние на эпизоотическую обстановку в оленеводческих хозяйствах; — несовершенство законодательной базы в области сельскохозяйственного страхования отдельных видов животных, в частности, оленей, что ограничивает возможности защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся оленеводством».

Сергей Лебедев, министр территориального развития Камчатского края, о мерах поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае, в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае: «Одним из инструментов реализации национальной политики в Камчатском крае в сфере коренных малочисленных народов является подпрограмма «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае». Она реализуется в рамках государственной программы Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае на 2014-2018 годы». Освоение средств на реализацию Подпрограммы в 2015 г. составило – 79 млн. 038,2 тыс. рублей (или 100% от финансирования), из них за счет средств: федерального бюджета – 18 млн. 207,22 тыс. рублей; краевого бюджета – 58 млн. 681,73 тыс. рублей; местных бюджетов – 1 млн. 792,0 тыс. рублей. юридических лиц – 357,19 тыс. рублей. В целях достижения поставленных задач Подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия: Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев КМНС. Сохранение и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера – одно из приоритетных направлений культурной политики Камчатского края. Творческой деятельностью в Камчатском крае занимается 57 национальных коллективов и семейных ансамблей, прикладным творчеством — 149 мастеров. На территории Корякского округа — 18 коллективов и 90 мастеров. В рамках данного основного мероприятия осуществляется: — организация и проведение экспедиций по сбору фольклорного и этнографического материала и издание этнографических материалов на различных носителях; — издание полиграфической, видео продукции, освещающей культурную деятельность малочисленных народов Севера; — организация и проведение традиционных национальных праздников коренных народов Севера, праздничных мероприятий; — организация, проведение и участие в региональных и межрегиональных фестивалях, выставках-ярмарках, смотрах, конкурсах; — оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в целях поддержки национальных и фольклорных ансамблей Камчатского края — строительство этнокультурного центра в с. Тигиль Тигильского муниципального района (Этнографический центр-музей под открытым небом "Тигильский острог"); — приобретение для краевых учреждений культуры работ мастеров традиционных промыслов и ремесел коренных народов, составляющих художественную ценность; — организация и проведение камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках "Берингия", «Маклал’у»; — организация выездной деятельности национальных фольклорных ансамблей, творческих художественных коллективов, направленных на сохранение и развитие традиционной культуры КМНС. Проведение мероприятий по сохранению и развитию традиционной культуры и национальных видов спорта, традиций, языка, обычаев коренных народов – это одна из реальных возможностей перспективного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Камчатки, формирования здорового образа жизни, воспитания подрастающего поколения в контексте национальных традиций. Предоставление дополнительных гарантий по оказанию медицинских и социальных услуг в целях повышения качества жизни КМНС. В рамках данного основного мероприятия осуществляется: предоставление санаторно-курортного лечения специалистам и работникам, непосредственно занятым работой в оленеводческих звеньях (в 2015 году услугами по оздоровлению воспользовались 8 человек); зубопротезирование представителей КМНС, проживающих в Камчатском крае (в 2015 году оказана услуга по зубопротезированию 144 гражданам); создание, оборудование и оснащение медицинских кабинетов в отдаленных муниципальных образованиях Корякского округа (в 2015 году произведено оснащение оборудованием кабинетов стоматологии Олюторской и Пенжинской районных больниц); оказание наркологической помощи представителям КМНС, проживающим в Камчатском крае (в 2015 году услуга оказана 148 гражданам). Повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей. В рамках данного основного мероприятия осуществляется: — оснащение профессиональных образовательных организаций современным оборудованием и расходными материалами для подготовки кадров по профессиям и специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности КМНС; — частичное возмещение затрат по оплате за обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования представителей КМНС (очная и заочная форма обучения). В рамках данного основного мероприятия осуществляется оказание государственной поддержки в виде субсидий некоммерческим организациям – общинам КМНС на приобретение и доставку: средств для лова рыбы и комплектующих к ним; средств повышенной проходимости; инвентаря; спецодежды; оборудования в том числе компьютерной техники; мини-электростанций; электро- и дизель-генераторов в целях развития их традиционной хозяйственной деятельности. Указанное мероприятие призвано поднимать экономический уровень общин, которые осуществляют функции по добыче и переработке в качественную продукцию традиционного природопользования в рыболовстве, оленеводстве, животноводстве, собирательстве, охоте, а также в морском зверобойном промысле, что позволяет частично решать вопрос занятости граждан из числа коренных народов, а также мотивировать их стремление к саморазвитию и самообеспечению. По итогам 2015 года финансовая помощь оказана 59 общинам КМНС на общую сумму 13,9 млн. рублей.

Выездные бригады

Посредством межведомственного взаимодействия Министерством организуются выезды группы специалистов в отдаленные населенные пункты Камчатского края оказывающих широкий спектр услуг. В соответствии с утвержденным графиком на 2015 год запланировано 4 «выездные бригады». Согласно графику выезды осуществлены в полном объеме в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Олюторского (население — 4711 человек), Пенжинского (население – 2321 человек), Тигильского (население – 7270 человек), Карагинского (население – 4052 человек), Соболевского (население – 2619 человек) районов Камчатского края. В состав «выездных бригад» входили специалисты Министерства территориального развития Камчатского края; краевых учреждений здравоохранения (терапевт, онколог, фтизиатр, психиатр-нарколог, гинеколог, уролог, офтальмолог, отоларинголог, врач- лаборант, врач-УЗИ), Министерства образования и науки Камчатского края, Министерства социального развития и труда Камчатского края, Агентства по информатизации и связи Камчатского края, Гостехнадзора по Камчатскому краю, Государственной жилищной инспекции Камчатского края, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае". В целом, осуществляемые меры государственной поддержки в рамках реализации мероприятий Подпрограммы, несомненно, способствуют повышению уровня благосостояния коренного населения в Камчатском крае, но еще требуется и мобилизация внутренних ресурсов самих народов. В этой части Министерством территориального развития Камчатского края с 2014 года ведется работа по реализации мероприятия, направленного на создание экономической инфраструктуры традиционного хозяйствования КМНС, но ввиду сложной экономической ситуации и дефицита финансовых средств данное мероприятие остается без бюджетного финансирования и не реализуется, при этом подготовлена нормативная база для его реализации. Реализация данного мероприятия позволила бы перенести акценты с покровительства и опеки к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению, посредством внедрения инновационных технологий, современной техники и оборудования. В целях поиска источника финансирования данного мероприятия мною озвучен данный проект в ходе встреч с сотрудниками Федерального Агентства по делам национальностей. Идея реализации проекта поддержана и надеемся в дальнейшем на выделение средств федерального бюджета на данные цели с учетом необходимого софинансирования за счет средств краевого бюджета».

Владимир Волков, доцент кафедры иностранных языков, к.ф.н. Камчатского государственного технического университета, о языках коренных малочисленных народов Севера Камчатского края: проблемы сохранения и развития: «В ряд базовых смыслов каждого человека неотторжимо входит смысл «родной язык» как средоточие духовной (и материальной) культуры народа, к которому этот человек принадлежит. На территории Камчатского края такими родными языками, помимо русского языка, выступают языки коренных малочисленных народов: корякский, ительменский, чукотский и эвенский. Все эти языки находятся под угрозой исчезновения и включены в Красную книгу языков народов России. Уже приходится констатировать, что фактически исчез алеутский язык. Он остался зафиксированным в скудном количестве печатных изданий, опубликованных за пределами Камчатского края и страны в целом. На стадии вымирания находятся чукотский, и особенно ительменский язык. По последним данным, на территории Камчатского края ительменский язык признают родным и свободно говорят на нем буквально единицы. Дипломированными преподавателями ительменского языка являются только двое: Клавдия Халоймова (она проживает в Эссо) и Татьяна Заева (Ковран). Клавдия Николаевна уже не преподает из-за возраста и состояния здоровья. Поэтому на всю Камчатку мы имеем фактически только одного (!) дипломированного специалиста по ительменскому языку – Татьяну Заеву, которая преподает в Ковранской средней школе для аудитории менее 20 школьников. Таким образом, в системе государственного образования оказываются незадействованными для преподавания ительменского языка учебные площадки среднего профессионального (например, Паланский колледж) и высшего образования (вузы края). Не исключено, что такая же перспектива ожидает и другие языки, которые пока еще «держатся», но без поддержки государства и общества вряд ли смогут полноценно развиваться и хотя бы сохранять ареал своего распространения. Общеизвестны факторы, ведущие к исчезновению языков малочисленных народов Камчатки. В рамках доклада следует отметить в первую очередь отсутствие в Камчатском крае Закона о языках КМН и, как следствие, отсутствие государственной системы непрерывного изучения родного языка и культуры на всех ступеней образования (дошк.учрежд. – школа – вуз – аспирантура). Следует также отметить отсутствие на теле- и радиоканалах информационных передач на ительменском и чукотском языках. С другой стороны, на законодательном плане всех уровней государственного управления, во всех документах четко прописана необходимость и обязательность сохранения и всестороннего развития языков малых народов РФ, и я предлагаю вспомнить некоторые основные положения: Согласно уже упомянутой Красной книге, из 180 народов, населяющих Российскую Федерацию, 64, включая коренные народы Камчатки, находятся «в зоне этнического бедствия», и спасение этих народов и их языков должно стать «приоритетным и неотложным направлением государственной языковой политики». Это означает, что для защиты языков малых народов Камчатки, должны быть предприняты чрезвычайные меры, как это делается в случае экологических катастроф. И вряд ли экологическая катастрофа может быть на духовном уровне сопоставима по своим последствиям с ущербом, наносимым человечеству при безвозвратной утрате хотя бы одного языка и говорящего на нем народа, как бы мал этот народ ни был. Проблема не просто сохранения, но – для ительменского и чукотского языков – по сути выживания и возрождения – должна получить безотлагательное тщательное, всестороннее обсуждение если не во всем обществе, то во всех имеющих к этому отношение государственных и общественных организациях, родовых общинах. Чтобы остановить уже почти необратимый процесс вымирания языков коренных народов Камчатки, необходимо четко сформулировать и осуществить меры, направленные на решение проблемы «сверху» – законодателями края – и «снизу» – государственными учебными заведениями, общественными организациями, ассоциациями и родовыми общинами, отдельными лицами».

Итогом конференции стало принятие проекта рекомендаций по ключевым вопросам экономического развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин.

ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ 

Межрегиональной конференции: «Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики»

г. Петропавловск-Камчатский                                                            29 — 30 января 2016 года

Мы, делегаты Межрегиональной конференции «Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики», полномочно представляющие коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, заслушав выступления делегатов и участников конференции, обсудив и проанализировав современную ситуацию, понимая важность и ответственность в решении поставленных вопросов, поддерживая необходимость принятия совместными усилиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов, неотложных мер, направленных на решение актуальных вопросов экономического развития участников традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин, таких как: повышение экономической активности коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Камчатском крае, и их структур, формирование инфраструктуры в национальных селах, повышение самозанятости коренных народов в общинах, а также промысловых производственно-хозяйственных кластерах, принимаем настоящие Рекомендации:

I. Предлагаем в рамках реализации Поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа объединить усилия по обеспечению реализации гарантированных прав на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе путем создания Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Дальневосточного Федерального округа, органа который будет представлять мнение общественности Дальневосточного Федерального округа в совещательных и коллегиальных органах в Аппарате Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе и других органах власти.

II. Предложения по поддержке и развитию северного оленеводства:

1. Совместно с депутатами Государственной Думы Российской Федерации И. А. Яровой, Г. П. Ледковым и Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе содействовать:

1.1. Ускорения принятия федерального закона «О северном оленеводстве», обеспечивающего приоритетную государственную поддержку, направленную на создание правовых и экономических условий для дальнейшего развития северного оленеводства, освоения пастбищных ресурсов таежной зоны Севера, Сибири и Дальнего Востока.

1.2. возможности: 1) дополнительного выделения средств федерального бюджета на поддержку северного оленеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016-2020 годы при уточнении параметров федерального бюджета Российской Федерации на 2015-2017 годы; 2) внесения изменений в часть 2 статьи 8 закона Российской Федерации от 25 июля 2001 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части дополнения сельскохозяйственных рисков в сфере оленеводства следующими видами: — гололед (образование ледяной корки, препятствующей доступу оленей к кормовой базе); — высокий уровень снежного покрова; — травеж диких животных; — пожар оленьих пастбищ (последствия пожаров оленьих пастбищ); 3) включения в перечень сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, подлежащих субсидированию, высоко проходимой техники, используемой в оленеводческом производстве, и электронных ошейников, используемых в целях мониторинга передвижения оленьих табунов; 4) предоставления государственной поддержки на обустройство производственной инфраструктуры оленеводческих организаций (стационарные корали, изгороди, электропастухи, убойные пункты); 5) выделения, в рамках Госпрограммы, государственной поддержки северного оленеводства отдельным мероприятием (без табунного коневодства); 6) научного обоснования и внедрения механизмов использования на практике современных методов борьбы с хищниками, в том числе с применением химических веществ (разрешительный механизм); 7) предоставления оленеводческим организациям земель Лесного фонда в аренду для выпаса оленей на приоритетной основе, с оплатой на льготных условиях.

2. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Дальневосточного Федерального округа содействовать:

2.1. совершенствованию: — государственных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации по поддержке и стимулированию оленеводства; — мер государственной поддержки, направленных на улучшение условий труда и быта оленеводов и их семей, способствовать росту их благосостояния, содействовать росту популяризации профессии «оленевод» среди молодежи; — созданию условий для расширенного воспроизводства поголовья северных оленей в хозяйствах всех организационно-правовых форм собственности; — развитию и расширению системы транспортно-логистических услуг, направленных на удовлетворение снабженческо-сбытовых и социальных потребностей оленеводческих хозяйств; — развитию рынков оленины, реализации маркетинговой стратегии, направленной на создание устойчивого платежеспособного спроса на мясо оленя на территориях субъектов Российской Федерации и за их пределами; — формированию необходимой базы для привлечения высококвалифицированных специалистов, а также профессионально подготовленной молодежи для работы в оленеводческих хозяйствах;

2.2. рассмотреть возможность: — создания системы идентификации северных оленей в племенных и товарных хозяйствах для совершенствования зоотехнического учета, выполнения противоэпизоотических мероприятий, контроля за перемещением оленей; — вовлечения в хозяйственных оборот неиспользуемых пастбищ для увеличения роста численности поголовья северных оленей в регионах, имеющих свободные неиспользуемые пастбища; — организации и проведению научно-исследовательских работ по агроботаническому изучению пастбищ, созданию экономически обоснованных эффективных пастбищеоборотов, направленных на увеличение их оленеемкости;

2.3. в рамках решения кадрового вопроса в оленеводстве изучить опыт работы кочевых школ и рассмотреть возможность внедрения данного метода обучения в субъектах.

III. Предложения по совершенствованию осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера:

3.Поддержать предложение Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, в части:

3.1. Внесения в Федеральный закон от 24.07.2011 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следующих изменений и дополнений, изложив в следующей редакции: «1) В части 2 статьи 25 после слов «охотхозяйственных соглашений» дополнить словами «, за исключением общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым указанные участки предоставляются без проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений». «2) В части 7 статьи 71 после слов «Лесным Кодексом Российской Федерации» дополнить словами «а также на общины коренных малочисленных народов Российской Федерации».

3.2. дополнения частью 3.1 в Статью 27 следующего содержания: «3.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе заключить охотхозяйственное соглашение с общиной коренных малочисленных народов Российской Федерации без проведения аукциона на право заключения такого соглашения в отношении охотничьего угодья, расположенного на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности».

3.3. Закрепить участки охотничьих угодий за действующими охотпользователями, срок действия долгосрочных лицензий, которых истекает в 2016-2017 годах, без проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений в целях традиционной хозяйственной деятельности.

3.4. Внесения в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, нормы, определяющие особый порядок осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а также принять соответствующий нормативный правовой акт Минприроды России. Предусмотреть указанным порядком: — обязательное наличие тех же документов, что и для осуществления промысловой охоты; — заявительный характер определения пользователей из числа лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность КМНС (реестр органов местного самоуправления); — регламентировать выдачу необлагаемых налоговым сбором разрешений «для удовлетворения личных нужд».

IV. Предложения по совершенствованию осуществления традиционного рыболовства в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера:

4. Предложить депу<

08.02.2016 20:46
506

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!