Нижне-Камчатск. Страницы истории

О Нижне-Камчатске в камчатской прессе написано много. Но сегодня уже известны новые документы, проливающие свет на историю этого населенного пункта. Хотя по-прежнему очень многое окутано тайной, и подробное изложение событий ждет своего часа.
Впервые мне удалось попасть в Нижний летом 1979 года. Когда мы ступили на эту землю, сразу повеяло духом прошлых времен. На берегу реки лежал перевернутый семиметровый бат. Бат- это долбленная из ствола тополя лодка. Все немногочисленные дома были какой-то древней архитектуры, приземистые, с маленькими окнами, украшенными наличниками, возле домов стояли приземистые амбары, каких раньше видеть не приходилось. И в завершении всего над старым селом возвышалась деревянная церковь, в которой был устроен гараж. Это была единственная церковь на Камчатке, которая была близка к своему первоначальному виду.
Улица здесь была одна, проходившая по старой террасе реки. Дорога вела за околицу села через гору Климовку в сторону Хваленки, а другая — вдоль озера на гарнизон. Так называли место, где в 1940–1950-х годах дислоцировалась воинская часть.
Нижний стоял на возвышенности, у подножья Климовки. Отсюда открывался прекрасный вид на реку Камчатку и окрестные сопки, покрытые яркой зеленью.
На это, свое последнее, место село перебралось к середине XIX века, когда реки Камчатка и Радуга в половодье стали подмывать строения первого камчатского города. Жителей Нижнего так и называли «горожане», часто, еще в 30-х годах можно было услышать: «Вон горожане едут». У неискушенного собеседника сразу возникали другие ассоциации. Но местным было понятно. В Нижнем когда-то был городничий, суд, воинская команда, и нижнекамчатцы гордились этим званием, хотя по численности населения и способу ведения хозяйства это было обычное камчадальское село, каких десятки разбросано по всей Камчатке.
А статус «город Нижне-Камчатск» был упразднен в 1860 году, просуществовав всего 83 года. Скоротечна история на Камчатке. Там, где недавно кипела жизнь, приходили иноземные шхуны, разъезжали по полуострову торговцы, строились заводы, японские рыбаки принимали православие, местные жители рыбачили и охотились, сейчас только некоторые фрагменты напоминают о прошлой жизни.
Сегодня мы публикуем некоторые фрагменты из рукописи книги «Нижне-Камчатск. Острог-город-село».
«Статистическую сводку за прошедшие годы и состоянию селения Нижне-Камчатск».
1835 (год)
Населения – мужчин — 67, женщин – 62. Всего: 129.
Жилых домов — 19
Бань — 7
Амбаров — 40
Собак — 223
Ружей — 15
В годы Гражданской войны
В 1921–1922 годах в период Гражданской войны на Камчатке проходило противостояние между красными и белыми. В Усть-Камчатске власть принадлежала революционно настроенным лицам, прибывшим в Усть-Камчатск на рыбные промыслы. Из их числа был создан Совет партизанского отряда, количество местных жителей в нем было небольшое. В партизанский отряд входили и нижнекамчатцы. Они дежурили на побережье в местах — пост на Устье и Цуцумская кошка.
Список отряда Нижне-Камчатска на карауле:
1. Греченин Вас. Андреевич
2. Козаев Тихон Игнат.
3. Косыгин Эмануил
4. Петров Захарий Ал.
5. Попов Тимофей С.
6. Попов Николай Мих.
7. Портнягин Михаил Вит.
8. Портнягин Петр Вит.
9. Сновидов Александр
10. Цо-ен-Седи (кореец)
В то же время группой молодежи села была организована «тайно-политическая группа», стоящая на платформе революционной борьбы. Ниже приводим текст:
«3 апреля 1922 года
№2 Начальнику Усть-Камчатского
с. Нижне-Камчатск отряда
сообщения в Усть-Камчатский партизанский отряд из Нижне-Камчатска.
«Сим ставим вас в известность, что у нас организовалась небольшая тайно-политическая группа, цель которой стоять на защите интересов народа. Сообщаем для сведения и между прочим просим держать в секрете за исключением самого отряда. Но надеемся на вашу поддержку вопрос потребности, как с материалами так и всех остальных службах. Кроме того, что мы очень незначительны и сила наша не многая просим если есть на лишке хотя один револьвер и наверное есть сабли или итачи штуки две для милиции. Если есть то пожалуйста пришлите. Кроме того сообщите письменно ваше положение в отряде.
Адрес на имя Ивану Федоровичу Сновидову.
Организатор группы политической народной охраны»: подпись».
Сельская школа
В 1740-х годах на Камчатке начинают открываться школы для обучения грамоте. В 1742 году школа открывается и в Нижне-Камчатске, где, кроме детей казаков, грамоте обучались и аманаты. Но в 1783 году на Камчатке уже не было школ — из-за высоких затрат на обучение школы были закрыты. В Нижне-Камчатске обучение детей возобновилось после перевода сюда батальона Сомова. В 1803 году при нижнекамчатском гарнизоне была открыта «военно-сиротская школа» для солдатских детей, которая функционировала до 1817 года. Это была небольшая школа 1 ступени.
В 1886 году в Нижне-Камчатске было открыто церковно-приходское училище, где детей учили основам грамматики и арифметики, Закону Божьему. Училище существовало за счет средств сельского общества. С крестьян взималась плата – 30 рублей, с казаков – 20 рублей, с камчадалов – 8 рублей. В первый год обучалось 16 мальчиков. Учителем был местный священник Геронтий Васильевич Колегов. За свой труд он получал 24 рубля в год. Значительные средства, собранные за обучение, шли на заготовку дров для отопления помещения, где занимались дети.
По состоянию на 1893 год в описи училища указано:
«Училище построено средствами: нижнекамчатских крестьян, нижнекамчатскими льготными казаками, нижнекамчатскими камчадалами в 1886 году из лиственничного леса в 14 рядов вышины, длиности общей с сенями 4 сажени и шириною 2 с половиной сажени. Крыта корьем на два ската. В нем две двери с металлическими крючьями и петлями…»
Дети учились по церковным книгам. Учебников в училище не было, поэтому можно только предположить о знаниях, которые они получали
Для расширения помещения школы после закрытия церкви, была разобрана колокольня и из полученного материала срублена пристройка. Уже к началу XX века встал вопрос о дальнейшей учебе окончивших сельскую школу. Дальнейшее обучение дети вынуждены были получать в Усть-Камчатске, где в 1930-х годах была открыта средняя школа, а дальнейшее образование можно было получить только в Ключах и Петропавловске, куда многие жители отправляли своих детей. Среди учителей начальной школы в Нижне-Камчатске можно упомянуть Д. Кияниченко, Е.Е. Конкина.
В школе, кроме сельских детей, учились и дети военнослужащих дислоцировавшейся в Нижне-Камчатске воинской части.
О своей работе в Нижне-Камчатской школе вспоминает бывший учитель Виктор Михайлович Федоров:
«Прибыли 7 ноября 1963 года в Усть-Камчатск. Меня направили в Нижне-Камчатскую школу, директором тогда был Иван Фомин…
Жилье наше уже было готово. Об этом нам сказал подошедший председатель сельсовета Петр Витальевич Портнягин. Нас поселили в дом фельдшера Малюк. Причем, только на одну зиму. У Малюк был сын семиклассник. Сам дом был рубленный, отапливался дровами. Он стоял на отшибе, в 15 метрах от речки Радуга. Недалеко, ближе к мосту, стояла пекарня. По соседству жил камчадал дядя Миша Тарабыкин, которому медведь снял кожу с затылка. В Нижне-Камчатске мы с женой проработали 2 года.
Учительницей в младших классах работала Валентина Фелонюк…
Школу перенесли в поселок, где была воинская часть, после того, как целое лето учителя и родители приводили в порядок помещение штаба, переделывая его под школу. А основное производство было в бывшей воинской части. Там сделали отделение Ключевского совхоза, занимались птицеводством. Фомин шибко выпивал, мне предложили стать директором школы, но я отказался.
И школу возглавила учительница математики, которая была родом из Подмосковья. 1 сентября 1964 года мы переселились ближе к школе. Жили в доме А. В. Попко. Дом большой, коридор, печка общая. В одной комнате жила наша семья, в другой – три незамужние учительницы. Удобства во дворе, а за водой приходилось ходить вниз на озеро.
Ходил я смотреть на Орлов камень, который был одной из местных достопримечательностей. Туда вела почти заросшая дорога. Потом я купил лодку, ходил на ней по озеру и по протоке в Радугу сначала на веслах, потом купил и мотор «Стрела». В Усть-Камчатск на «Стреле» ездил, правда, плохо он заводился. Но в Усть-Камчатск регулярно ходил от Усть-Камчатска до Ключей с остановкой в Нижнем. Иваницкий три раза ко мне приезжал, он работал в «Камчатской правде» и приезжал сюда в командировку. Недалеко от устья, направо, была воинская нефтебаза. Весь берег был в петлях, кругом нерестилища. Ставили петли, медведи попадались и гнили — кругом стоял резкий запах.
Школа просуществовала до закрытия села в 1968 году.
Список (неполный) лиц, перечисливших денежные средства на ремонт Нижне-Камчатской церкви в 1990-х годах:
Подоляко Д.Д. г. Москва
Воропанов Ю.В. г. Петропавловск-Камчатский
Байбурины п. Усть-Камчатск
Синичников Н.А. п. Усть-Камчатск
Вахрин С.И. г. Петропавловск-Камчатский
Смирнова О. г. Пушкин
Сметанина А.Г. с. Мильково
Митрошина С.Н. г. Петропавловск-Камчатский
Клюшниченко О.Н. п. Ключи
Притуна Л.А. г. Елизово
Сергуткина Н.К. п. Усть-Камчатск
Соколова Г.А. п. Усть-Камчатск
Марченко Н.С. п. Усть-Камчатск
КасаткинаВ.Я. п. Усть-Камчатск
Куянова г. Петропавловск-Камчатский
Морулева г. Петропавловск-Камчатский
Товарев Н.Н. с. Выселки Пензенская обл.
Петухова Н.А. г. Елизово
Сапарева М.В. . п. Усть-Камчатск
Танацкая Н.Т. г. Елизово
Сырчена В.М. . п. Усть-Камчатск
Огнеза З.И. . п. Усть-Камчатск
Кривельская В.Ф. . п. Усть-Камчатск
Бомов С.Н. . п. Усть-Камчатск
Спирива К. п. Завойко
Фонд компенсации в пользу народов Севера
Управление сбербанка г. Петропавловск-Камчатский
(В материале использованы документы из ГАКК, РГИА ДВ и личного архива автора. Сохранена орфография документов)
Виктор Борисов
Комментарии