Газета «Абориген Камчатки» основана и издаётся с 11 июня 1995 года

Рябиновый бисер

Рябиновый бисер

Цветовое богатство осенней природы – ветви рябины с багровыми, розоватыми листьями и алыми гроздьями ягод, гибкие подвижные фигуры танцующих девушек в ярких одеждах, с улыбками на смуглых лицах создают ритмический праздничный настрой всего живописного полотна. «Рябиновый бисер» — так называется еще не законченная работа художника Вадима Санакоева, связанная с творчеством ансамбля «Мэнго».

С участниками ансамбля у Вадима Владимировича сложились дружеские отношения еще с того времени, когда он жил и работал в Палане. Живя долго в Корякском автономном округе, он понял и полюбил его людей, которых, по словам художника, отличают доброта, отзывчивость, трудолюбие и талант. «Это очень талантливый народ», — говорит Вадим Владимирович. Именно эту черту он старается передать в своих произведениях. Поэтому-то и обращение к теме, связанной с ансамблем «Мэнго», не случайно. Хотя над ней он работает много лет, основные произведения были созданы в последние годы.

Первая работа была написана в 1976 году. Это «Танец на снегу». В небольшом полотне художнику удалось верно подметить характерные движения национального танца. Сочетание холодных голубых, белых тонов с теплыми охрами создает свежее, весеннее настроение.

В 1981 году появляется работа «Радостный танец». Здесь художник, показывая только лица танцующих, стремится передать единое для всех состояние.

Дальнейшим этапом в разработке этой темы стало произведение «Мэнго», над которым Санакоев работал в 1985 – 1986 годах. Его можно назвать групповым портретом. Здесь как бы пересекаются две линии: даны портреты основных участников ансамбля вместе с его руководителем Александром Гилем и в то же время показан сам творческий процесс, в котором танцующие объединены общим чувством. И только выделено лицо руководителя, который оценивающе смотрит за выступлением ансамбля.

Наряду с работой над многофигурной композицией художник обращается и к индивидуальному портрету. Приходится признать, что они ему пока удались лучше, чем портрет всего ансамбля. Это ведущие солисты Даниил Яганов, Иосиф Жуков, Николай Лазарев. Они изображены в сценических костюмах. На первый план выходит передача своеобразия облика, запоминающаяся выразительность их личности.

Словно находясь еще в настроении танца, присел у стола широко улыбающийся Даниил Яганов. Что-то изображает на сцене с хитрым прищуром глаз и улыбкой Николай Лазарев. С бубном, со слегка усталым лицом Иосиф Жуков. Все портреты имеют нейтральный фон, не отвлекающий от изображенного человека. Они объединены единым колористическим строем и написаны словно под непосредственным впечатлением широкими и сочными мазками. Несмотря на яркую индивидуальность каждого, художник, прежде всего, подчеркивает в них общие человеческие качества – доброту, открытость людям, непринужденность.

Близок к этим работам и портрет Светланы Беляевой. Прекрасно лицо с яркой улыбкой, красивы сочетания густых, насыщенных тонов – темно-синего, коричневого и зеленовато-серого.

Иную сторону искусства Санакоева открывает портрет Кати Уркачан, написанный им несколько раньше. Из глубины темного фона выступает лицо женщины, внешне спокойное, но с внутренней напряженностью. По своей психологической трактовке это лучший портрет Санакоева. Хотелось бы, чтобы художник продолжал работать в направлении более глубокого раскрытия образа своего современника. Гармония природы и человека – вечная тема в искусстве, которая всегда волнует художников. Она лежит в основе последней работы Санакоева «Рябиновый бисер». Каково будет ее живописное претворение – покажет будущее: работа не закончена. Но мы можем увидеть определенную закономерность в подходе к решению этой темы художником: от общего настроения – к человеку, от человека – к взаимосвязи его с окружающим миром, к более широким обобщениям.

Жизненные условия народов Севера тесно связаны с жизнью природы. Для художника личный опыт является главной стороной творческого метода – от выбора темы и сюжета до чисто живописного толкования. Жизнь на Севере определила область его творческих интересов. И сейчас его тянет в северные районы к тем людям, которые стали ему близкими и понятными. Встреча и знакомство с ними – всегда значительное событие для художника.

После поездки в национальное село Хаилино, откуда он привез много карандашных рисунков, появились живописные портреты народной мастерицы Ольги Олелей, оленевода Федора Мирхини. Последний продолжает линию психологического портрета. Он написан с большим уважением и тактом.

Ольга Константиновна Олелей изображена в орнаментальном окружении меховых ковров, сделанных ее руками. В них вложена частица ее души. Она неотделима от своих творений.

Человек и природа – эта тема проходит и через пейзажные работы Вадима Санакоева. Свое наиболее последовательное развитие она получила в пейзаже «Юкольник». Серебристо-зеленоватая гамма – основа колорита, обладающего множеством цветовых оттенков, — средство воплощения лирического замысла, создания настроения, слегка грустного размышления, состояния душевной близости человека и природы.

Живописная манера художника продолжает традиции русского искусства конца XX века: широкое корпусное письмо, сложная тоновая разработка цвета, культура живописной среды. Не зря любимыми художниками Санакоева стали К. Коровин, В. Саров, М. Врубель. Именно от них в его произведениях неотделимы рисунок и живопись, от них идут точно положенный сочный и динамичный мазок, цветовая насыщенность. Но главное – отношение к миру, убеждение в высокой поэтичности повседневной жизни.

Произведения Вадима Санакоева появляются на выставках в последние годы. Но они сразу же привлекли внимание любителей изобразительного искусства.

Р. Митькова, искусствовед.

«Камчатская правда», 13 сентября 1987 г.

13.12.2018

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!