Газета «Абориген Камчатки» основана и издаётся с 11 июня 1995 года

Бесприданницу – ТТП могут выдать замуж за богатого жениха – недропользователя

Бесприданницу – ТТП могут выдать замуж за богатого жениха – недропользователя

Раздумье над пояснительной запиской к новому законопроекту

Одной рукой создаем, другой – ликвидируем

Это может произойти, если будет принят проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные нашим правительством.

Это вызвано тем, что федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» не работает из-за отсутствия механизма его реализации и порядка создания ТТП. Как известно, на Камчатке зона ТТП первоначально обосновывалась в рамках создания национального парка на основе ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Но статус парка в 1995 году был понижен до областного, и зона ТТП была включена в состав Быстринского природного регионального парка. Но в 2013 году она потеряла статус ООПТ и прекратила свое существование, попав под сокращение и выпала из охраняемой категории.

Государево решение проблемы ТТП

Отметим, что цели данного законопроекта, указанные в тексте записки, который выделен ниже курсивом, многоплановые – это не только «совершенствование порядка создания ТТП, ведения на них традиционной хозяйственной деятельности, но и обеспечения баланса интересов коренных народов и иных хозяйствующих субъектов при осуществлении ими деятельности, не связанной с хозяйственной деятельностью коренных народов и оказывающей негативное воздействие на окружающую среду». А хозяйствующие субъекты – это компании ТЭК и ресурсно-добывающие компании. Таким образом, в одном законопроекте одновременно пытаются разрешить: «ряд неурегулированных вопросов, в том числе по порядку и процедуре создания ТТП, определению границ ТТП, составу земель таких территорий и их правового режима и охраны». Именно эти вопросы поднимались на съездах и в многолетних обращениях региональных ассоциаций коренных народов в госструктуры страны. А промышленные компании отстаивали и, как мы видим, отстояли свои ресурсно-экономические интересы.

Поэтому здесь предложен и «механизм использования ТТП коренными народами посредством соглашения между высшим органом исполнительной власти субъекта, … лицами», которые ранее имели права на земельные участки, входящие в создаваемые ТТП. «Соглашение также можно заключить и с хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, не связанную с традиционной деятельностью коренных народов».

В новом законопроекте вместо ТТП трех уровней (федерального, регионального и муниципального) предлагается создание ТТП в границах земель одного субъекта: на землях в собственности самого субъекта, в том числе муниципальной, и федеральной собственности.

При этом границы ТТП определяют сами субъекты по согласованию с федеральными органами исполнительной власти «в порядке, определенном правительством РФ». Но этот порядок коренные народы ждут уже 17 лет!

Предусмотрено создание и ведение реестра ТТП, в том числе земельных участков, количества общин. При этом государственное финансирование предусматривается только на ведение реестра.

Творцы законопроекта считают, что его принятие будет позитивным, так как:

— «позволит обеспечить объективность процедуры создания ТТП для защиты прав и законных интересов коренных народов, а также сбалансировать интересы государства, коренных народов и хозяйствующих субъектов»;

— «не повлечет наделение органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями»;

— «не потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов и местных бюджетов на их осуществление»;

— «позволит обеспечить привлечение внебюджетных средств в реализацию мероприятий по созданию ТТП,… окажет положительное влияние на доходы бюджетов бюджетной системы РФ».

Время покажет реальность этих надежд!

Встречные предложения Петровской академии наук и искусств

Анализ пояснительной записки к законопроекту и предлагаемые изменения и дополнения в федеральный закон от 07.05.2001 г. №49-ФЗ, на наш взгляд, показывает целесообразность самостоятельного проекта закона о деятельности хозяйствующих (ТЭК и ресурсно-добывающих компаний) в пределах ТТП.

А в данном законопроекте желательно усилить акценты на всех этапах создания и функционирования самих ТТП: с обоснованием выбора мест их организации и границ на кадастровой (стоимостной) природно-ресурсной основе с учетом природно-экологической емкости и сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и оценок накопленных ущербов окружающей среде; создания положения о ТТП и ее специализации; организации системы управления ТТП, проекта развития и зонирования ТТП с режимами природопользования; создания системы мониторинга и проведения этно-экологических экспертиз; взаимодействие со старожилами; источники финансирования, налоги и многое другое, что потребует внесения необходимых изменений и дополнений в отдельные законодательные акты.

Все эти вопросы, в той или иной мере, ранее были отражены в «Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ» (от 2009 г.) с их реализацией уже на первых двух этапах (2009 – 2015 гг.). А в 2012 году разработана и «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года». К сожалению, законодательное обеспечение поставленных задач для достижения среднероссийских показателей качества жизни коренных народов отстает от жизненных реалий. Хорошее законодательное обеспечение на пороге нового века, когда были приняты законы «О гарантиях КМНСС и ДВ РФ» (от 1999 г.), «Об общих принципах организации общин КМНСС и ДВ РФ» (от 2000 г.) и др., затем стало пробуксовывать.

Таким образом, сегодня предстоит большая работа с научным сообществом и серьезными затратами по организации ТТП.

Но не наступим ли мы на старые грабли?

Вспомним, в каких организационных и финансовых муках в 90-е годы рождались природные парки Камчатки, да и их нынешнюю низкую эффективность в сохранении природной среды и биоразнообразия. Например, для финансового обеспечения создания региональных ООПТ и их функционирования привлекались и многочисленные зарубежные гранты, в том числе от Фонда Сореса, Всемирного фонда дикой природы, Европейского сообщества. Был даже организован обмен опытом с французскими парками. Причем полученная «зелень» тогда не считалась экстремистской.

Возможна ли такая поддержка от северных этносов зарубежья в организации ТТП и в ее работе?

Надо учесть и исключить те ошибки, которые были допущены в функционировании природных парков за 1999 – 2009 гг., и были вскрыты краевой минприроды и экологии. А сегодня, как считают некоторые видные биологи, утрачена «возможность контролировать роль многих ООПТ в сохранении регионального биоразнообразия» (!) на основе мониторинга.

С 90-х годов Петровская академия наук и искусств (СПб) последовательно отстаивала позиции коренных народов по созданию ТТП на Камчатке в качестве самостоятельных образований – вне природных парков со статусом ООПТ, на принципах устойчивого развития, на основе учения о ноосфере В. И. Вернадского.

К ноосферному развитию человечества еще на пороге нового века призвал участников саммита АТЭС «Бизнес и глобализация» (15.11.2000 г., Бруней) президент РФ В. В. Путин: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».

Не пора ли и нам ускорить это устойчивое развитие и в части создания ТТП. Тем более, что сегодня для ускоренного социально-экономического развития Камчатского края взят курс на создание территории опережающего развития «Камчатка» и свободного порта «Владивосток», режимы которых будут распространены и на часть территорий муниципальных районов. Здесь же уже реализуются и масштабные горнорудные инвестиционные проекты со строительством необходимой инфраструктуры и дорожной сети.

Как Камчатка спотыкается на этом пути – тема особого разговора!

А после пробуксовки федерального закона «О ТТП», запаздывания в реализации «Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ» (от 04.02.2009 г. №132-р), которую планировалось осуществить в три этапа в период 2009 – 2025 гг., нами предлагалось провести резервирование земель на кадастровой основе для создания камчатской ТТП – модельной территории федерального уровня.

Стоит напомнить, что в новорожденном федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (2014 г.) резерв земельных участков для их организации и создания инфраструктуры для этого развития уже предусмотрен.

Остался ли сегодня резерв земель для камчатских ТТП? Куда и к какой инфраструктуре теперь прислонят ТТП? К рыбопромышленникам в береговых зонах полуострова или к недропользователям в горных районах? Или надо потеснить наши природные парки, в очередной раз изменить их границы, восстановив ТТП в Быстринском муниципальном районе? Наилучший вариант – «скрестить» часть ТТП с системой лососевых заказников, которую необходимо создать.

Как считает академик ПАНИ А. Субетто, «попытки решить хозяйственные проблемы северных народов в современной России на принципах рынка и частной собственности противоестественны законам северного бытия и принципиально не могут остановить вымирание народов Севера и деградацию среды их обитания под воздействием наступления компаний, добывающих ресурсы…»

Вадим Дмитриев,

ПАНИ, ККО «Русское географическое общество» 

23.03.2018

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!