Газета «Абориген Камчатки» основана и издаётся с 11 июня 1995 года

Наш Коянто

Наш Коянто

Владимир Владимирович Косыгин (литературный псевдоним – Коянто) – выдающийся корякский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Глубинная связь с родной землей, непревзойденное знание традиций и фольклора коренных народов Севера, твердая и отважная гражданская позиция Владимира Коянто, неподвластная конъюнктурным веяниям времени, вот уже около полувека влияют на сохранение и развитие культуры северян, их нравственных ориентиров и формирование национального самосознания.

Владимир Коянто – первый в России профессиональный корякский писатель, один из основателей Камчатской писательской организации. Родился в селе Ивашка Карагинского района 21 января 1933 года. В 1956 году окончил Северный факультет Ленинградского педагогического института им. Герцена, а в 1977 — Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. Работал учителем, директором окружного Дома народного творчества и окружного Дома культуры, редактором окружной радиоредакции. Первые поэтические сборники «Песни Алнея» (1969), «В стране Кутхи» (1969), «Дарю тебе песню» (1970), созданные в соавторстве с ительменским писателем Георгием Поротовым, представляют настоящую этнографическую ценность, так как основаны на подлинных материалах национального фольклора. Последующие поэтические книги В. Коянто – «Оленьми тропами» (1970), «Родники» (1980), поэтический раздел в его книге «Олени бежали к морю» (2002) – это тонкий писательский взгляд человека, пламенно любящего родные северные просторы, досконально знающего народный быт, особенности национального характера и страстно желающего приобщить людей к активной духовной жизни в постоянно меняющихся исторических условиях. Не случайно стихи и поэмы Владимира Коянто переведены на иностранные языки (украинский, белорусский, якутский, английский, французский, польский, чешский, японский), не случайно поэзия корякского писателя вошла в 200-томную Библиотеку всемирной литературы (том 180, «Советская поэзия»).

Глубоким постижением радостей и печалей коренных жителей Камчатки пронизаны все прозаические произведения В. Коянто. В его книгах «Месяц молочных важенок» (1974), «Верхние люди подождут» (1976), «Рог вожака» (1988), «Посох» (1993), «Олени бежали к морю» (1993), «Тумми» (2006), «Мой ХХ век…» (2010) исторически правдиво повествуется о жизни земляков-северян, благодаря которым хранится на земле дух предков. Но книги Коянто – это и попытка противостоять забвению, разрушению духовных ценностей, без которых не может существовать ни один народ.

Основой многих произведений В. Коянто являются его дневники, которые писатель с удивительным постоянством вел более 50-ти лет. В них – история Корякского края, запечатленные в тетрадках судьбы людей, которых писатель знал лично. «Каждая моя книга для меня – это Исповедь», – признавался писатель. И это действительно так. Во всех своих рассказах, повестях, романах Владимир Коянто исповедуется в том, что его лично волновало как писателя, как человека, как истинного просветителя родной земли.

Но писательская деятельность никогда не была единственным занятием В. Коянто. Коряк по национальности, Владимир Коянто был всегда отечески озабочен проблемами коренных народов Камчатского края – коряков, ительменов, эвенов, алеутов, чукчей. Именно поэтому он никогда не ограничивался в своей деятельности только писательским трудом. Артист на сцене (еще в 1965 году он выступал как солист-танцор Корякского национального ансамбля в Кремлевском дворце съездов), историк, этнограф и устроитель многочисленных научных конференций по проблемам народов Севера, один из организаторов лучших хореографических ансамблей Корякского округа – во всех направлениях деятельности В. Коянто проявлял профессиональную основательность, приверженность народным традициям, любовь к родной земле и своему Отечеству.

Владимир Коянто – истинный защитник и требовательный хранитель духовного наследия северян. С искренней болью и нетерпимостью он относился ко всем проявлениям утраты родовых корней, потере либо искажению уникальных особенностей этнической культуры коренных народов. Являясь соавтором либретто первого корякского балета «Мэнго», поставленного Александром Гилем в 1967 году, Владимир Коянто на протяжении десятилетий – своими статьями, выступлениями, критикой – придирчиво влиял на путь творческого развития ансамбля «Мэнго». В 1987 и 1988 гг. корякский писатель способствовал возрождению древнего ительменского празднества «Алхалалалай» в селе Ковран Тигильского района Корякского автономного округа. Он стал одним из организаторов «Круглого стола» и «Научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития ительменской культуры». Подобных примеров личного участия Владимира Коянто на решение сложных социальных и культурных проблем жителей Корякского округа предостаточно.

Значительно возросло влияние Владимира Коянто на формирование государственной политики по отношению к народам Севера в 1989 году, когда корякский писатель был избран народным депутатом СССР от Корякского автономного округа. Являясь членом комиссии Совета СССР по вопросам социального и экономического развития союзных и автономных республик, автономных округов и областей, Владимир Коянто делал все возможное, чтобы насущные проблемы жизнедеятельности коренных народов Севера находили понимание и поддержку в высших эшелонах государственной власти. Эту же работу он продолжил после сложения депутатских полномочий. Отказавшись от квартиры в Москве, В. Коянто вернулся в родную Корякию, где в разные годы являлся специалистом-экспертом, руководителем аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Корякском автономном округе, советником губернатора округа. С 2002 года В. Коянто возглавлял работу комиссии по правам человека в Корякском округе и вел курс литературы народов Севера в Паланском государственном педагогическом училище.

Высокий общественный авторитет классика корякской литературы Владимира Коянто, его роль в развитии многонациональной культуры России отмечен многими наградами. Ему вручены юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), орден «Знак Почёта» (1971). Владимиру Коянто присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1988). Писатель – почётный житель пос. Палана Корякского округа (1993), лауреат литературной премии им. Г. Поротова (1991), лауреат премии им. С. Стебницкого (1998), лауреат премии в области литературы, учрежденной Холдинговой компанией «Новая книга» и Камчатским отделением Союза писателей России (2007). Имя Владимира Коянто включено в энциклопедию «Лучшие люди России» (2005), а также в историческую галерею выдающихся личностей Камчатского края «Скрижали Камчатки» (1993).

 

Валерий Кравченко

 

***

 

Свои пробы пера Владимир Косыгин делал на страницах газет «Камчатская правда», «Корякский коммунист» и других. Сегодня мы предлагаем читателям одну из самых ранних статей В. Косыгина.

 

По реке Тигиль

 

Ровно работал мотор. За кормой пенились буруны. Небольшие волны, расходившиеся из-под форштевня, прямыми линиями тянулись к утопающим в тальниковых зарослях берегам.

На моторной лодке, поднимавшейся вверх по реке Тигиль, сидело около 20 пассажиров – делегатов и командированных. В наступающих сумерках вечера, рассевшимися группками и попыхивая папиросами, они за оживленной беседой коротали последние 15 километров, которые оставались до районного центра.

На носовой части моторки тихо пели – «Мы с тобою не дружили…» Запевала дочь охотника, уроженка этих мест, недавно окончившая Тигильское педучилище и теперь инструктор Корякского окружкома комсомола Татьяна Федотова. Плавная, полная девичьей грусти, неслась эта песня по водным просторам реки к утонувшим в вечерних сумерках берегам.

Рядом с нами, собравшись в тесный кружок, беседовала группа делегатов. Смешные истории, неизбежные путевые рассказы, шутки – все это сопровождалось взрывами хохота, и эхо повторяло жизнерадостный смех.

На минутку всех отвлек шум крыльев взлетавшей недалеко стайки запоздавших уток. Дружно снявшись с места, поднимая водяную пыль, они быстро удалялись вверх по реке и скрылись в тальниковых зарослях возникшего внезапно перед нами островка. Моторка круто повернула.

Эта неожиданно взлетевшая стайка уток дала новый повод к бесконечным охотничьим шуткам и рассказам.

— Ну, как, Оненко, — обратился один из рассказчиков к нанайцу-учителю, уроженцу Амура. – У вас места лучше?

— У нас! – воскликнул он. – У нас куда лучше! Да разве где найдешь такие места, как на Амуре, — убежденно заговорил он. – Богатые колхозы, города растут, хлеб выращивают. А как богато люди живут! Кино. Радио… У нас даже артисты из столицы часто выступают перед колхозниками. Эх, до чего же прекрасная жизнь у нас, на Амуре!

— Да, места у вас действительно хороши, — заговорил его собеседник. – Но и здесь, на Камчатке, есть неплохие места. Возьмите этот, Тигильский район. Это же край неизведанных богатств. А колхозники, пожалуй, живут в некоторых колхозах ничуть не хуже, чем у вас, на Амуре.

— Недавно я был в колхозе имени Кирова, — заговорил третий. – Колхозники имеют свою гидростанцию. Лампочка Ильича в каждом доме. Нымыланы-колхозники освоили кирпичное производство. Сейчас начали строительство кирпичных домиков для колхозников. Недавно, я слышал, построили первый кирпичный дом для детских яслей. А ведь раньше, в недалеком прошлом, все нымыланы жили в дымных юртах. Вот вам и расцвет быта колхозников от дымных юрт до кирпичных домов с электроосвещением. Патефоны, тюлевые занавески, дорогие ткани почти в каждом доме колхозника…

Моторку качнуло. Поскрежетав днищем по перекату, она снова вырвалась на фарватер реки. Разговоры на минуту смолкли. И только голоса поющих были слышны в вечерней тишине, нарушаемой шумом мотора.

— «Сюда придут студенты поутру. Мы вспомним наши годы молодые и наших песен звонкие слова»…

Вспыхнувшая спичка на миг осветила разговаривающих. Лица их были обращены к отливающей стальным светом ленте реки, уходящей за поворот.

Тишину снова нарушил чей-то голос.

— Замечательная молодежь растет в нашем Тигильском районе. Почти из каждого села учатся молодые люди в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Хабаровска. Из самого села Тигиль, например, только в этом году в институты страны выехало пять человек. Около 20 человек выехало еще раньше, и сейчас учатся, не считая тех, кто уехал в окружную школу сельскохозяйственных кадров в Палану и в учебные заведения Петропавловска. А сколько наших людей уже выучилось и работает в районе и в селах округа! И это только из одного села. Так что смена нам есть и смена достойная…

В. Косыгин

«Корякский коммунист», 16 октября 1963 г.  

19.02.2018

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!