Пятнадцатая гонка на собачьих упряжках «Берингия»

Традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия» при подготовке имеет много особенностей. Все начинается дома: разглядывают карты, готовят списки снаряжения и снабжения, которые помогут или уже не спасут в пути. Небольшая оплошность в пути в любое время года доставит лишь неудобство, в то время как зимой станет твоей погибелью.
В карманы брюк я положил нож и спички (непромокаемые), сухое горючее и компас. В нарту сложил кукуль из оленьей шкуры (спальник), топор, газовый примус, еду для себя и собак, термос с чаем, теплую одежду, аптечку, фонарь, дополнительную пару сапог, кастрюлю, веревку, упряжь, алыки, карабины, лыжи, немного сухих щепочек для растопки. Надо быть уверенным, что всё необходимое с собой, в конечном счете, может оказаться всем, что у тебя есть.
Маршрут гонки «Берингия» продолжителен и труден — 950 километров от села Эссо через леса, зубчатые тропы, замерзшие реки, хребты высоких гор, где пурга накрывает снегом едва заметные «собачьи дороги», с долгожданным финишем в рыбацком поселке Оссора.
Сегодня 13 марта 2005 года, после двух лет легких заездов и обучений каюрскому делу у потомственного каюра-ительмена Федора Слободчикова, мы собрались в первый в нашей жизни заезд на 950 километров под номером 14.
Достав нарту и упряжь, я стал одну за другой запрягать собак, поставив каждую на свое место. Барс и Дик, мои старшие, ждали, когда я их зацеплю. Использование всех собак дает огромную силу толчка. Когда я подходил к нартам, в рядах была тишина, и как только я поставил свои ноги на полозья и дотронулся до барана, то сразу почувствовал сильное напряжение. Собаки пригнулись, нетерпеливо ожидая моей команды.
Гонка «Берингия» зарегистрирована в 1991 году в Книге рекордов Гиннеса, как самая протяженная в мире. Стартовавшая в селе Эссо Камчатской области и финишировавшая в селе Марково Чукотского автономного округа, она была протяженностью 1980 километров. В 1991 году гонку выиграл Павел Лазарев из с. Карага Корякского автономного округа. В 1992 году победителем стал Владимир Радивилов из села Алькатваам (Чукотка).
Больше такого протяженного маршрута в последующие годы «Берингии» не было. Но, тем не менее, даже эти 950 километров по просторам севера в разную погоду каюрам преодолевать за счастье. Ведь где еще можно у нас в России, как не на Камчатке, посостязаться в гонках на собачьих упряжках и получить солидные призы от генерального спонсора ЗАО «Корякгеолдобыча». А еще услышать ворчливый говор Командора, главного вдохновителя гонки, Александра Печеня. Ведь это он решил взять на плечи непосильную ношу, но так нужную северянам, этот утраченный вид национального спортивного состязания — гонки на собачьих упряжках, в перестроечном, хаотичном 1990 году прошлого века. Таких самоотверженных людей Север любит и ждет каждую весну, ведь Александр Печень — это прочный последователь культуры северных традиций, прочный фундамент нашей «Берингии».
И вот дан старт международной пятнадцатой традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия-2005». Старт дан, мы уже в пути по гладкой автомобильной дороге на Анавгай. Мои руки зажали баран, чувство гордости охватило мою мечту детства – поучаствовать хоть раз в жизни в такой знаменитой гонке на собачьих упряжках «Берингия». Я начал приготавливаться к первому обгону, обгон состоялся, мы ушли вперед навстречу северному ветру.
Когда мы добрались до 27-го километра Эссо – Анавгай, нас остановили судьи. Оказалось, что на протяжении 10 километров на дороге нет снега. Загрузившись в кузов автомобиля, мои собачки с интересом стали посматривать по сторонам.
На эвенском стойбище «Мэнэдек» участников, организаторов и просто гостей праздника накормили оленьим мясом, вручили участникам талисманы, выдав каждому по упаковке фито-чая из целебных трав, собранных на сопке Спящая красавица. Надо отметить, этот чай — хороший источник энергии.
И вновь старт. Сегодня надо пройти 73 километра до контрольного пункта «Янпат», преодолевая протяженный Анавгайский перевал, с сильным ледяным ветром и приближающейся метелью, которая парализует автомобильное движение по трассе Эссо – Петропавловск – Камчатский, и гостям «Берингии» придется проводить ночь в одном из красивейших уголков Камчатки — в Быстринском районе.
Перед тем, как въехать в еловый лес, собаки набрали скорость, взволнованные новыми ароматами леса. Барс (вожак) стал смелее, Сегун позволил себе вольный бег, в то время как остальные чувствовали себя комфортно в коротком беге. Бедный Шарик был в упряжке первый год, но видно был доволен своим маленьким ростом и был вынужден прибавлять скорости.
В то время, когда мы быстро ехали, на пути встала собачья упряжка с каюром из Караги. Володя Перевертун с ловкостью распутывал запутывавших собак, я решил не ждать, когда они тронутся, а постараться объехать их с правой стороны. Благо ширина дороги позволяла, но было одно неудобство — ледяной накат. Я скомандовал: «Вправо!» (ках), и Барс стал не спеша обходить своих соперников, но тут лед лопнул, и первые две собаки окунулись в ледяную воду. Но Барс не был бы вожаком, если бы не был так умен: он резким движением выскочил из воды и рванул вправо так, что я чуть не слетел с нарты, тем самым он спас от ледяной воды остальных четвероногих друзей и своего хозяина.
Вперед, друзья, быстрей! Хей, хей, хей! Началась не просто традиционная гонка, а экстремально традиционная, надо быть всегда сосредоточенным, не следует расслабляться. С таким правилом я обратился к собакам и к самому себе. Позже, когда все участники гонки попадут в сильнейшую метель на срединном хребте Корякского нагорья, где видимость будет составлять один — два метра, а порой и эта видимость будет пропадать из-за сильного ветра, с вихрем несущего навстречу колючий снег. В такой ситуации только правило сосредоточенности спасет жизнь одного из каюров. Следуя вплотную за гонщиком Геной Вагальнавом, я потеряю его из виду за считанные секунды и, следуя по его направлению, я чуть-чуть смещу нарту влево и мы минуем пропасти. Тем самым мы уведем следовавших за мной каюров от неминуемой гибели.
Повернув голову вправо, в поисках упряжки Гены, я сквозь очки увидел собак с упертой под наклоном нартой, без каюра. Воткнув остол (тормоз), я остановил своих собак, подошел к нарте и перед моими глазами открылся крутой снежный обрыв метров 300, Гены не было видно. Крикнув его, я услышал слабо различимый голос Геннадия. Схватив веревку, я вплотную подошел к опасному склону, Геннадия тем временем стаскивало все ниже и ниже, на нем были корякские торбаса с гладкой подошвой, которые тащили его вниз, к тому же он был без очков. Цепляясь из последних сил пальцами за края выступа пропасти, он был близок к гибели. Бросив веревку, я позвал остальных каюров, которые расположились неподалеку в ожидании отстающих. Первым прибежал все тот же Володя Перевертун. А Гена, обвязав свою руку, приложил все усилия, чтобы выбраться наверх. Гонщик под номер 10 был спасен. Какое-то время Геннадий ничего не смог разглядеть, так сильно ветер надул ему глаза и залепил их снегом.
Тот день был не из лучших дней «Берингии-2005». Долго искали каюра с Тымлата Евгения Хытыгимнова. Он, бедняга, из-за плохой видимости уехал в другую сторону, и мы долгие шесть часов прошли на холоде при невыносимом ветре в поисках Евгения. За это время ветер стал еще сильнее и, когда нашли Евгения, было решено возвращаться на базу оленеводов.
Но я вернусь к первому этапу гонки. После принятия Барсом и темпераментным Сегуном холодной водицы, начался трудный этап пути. Бесконечные вершины, где порывы ветра были сильнее, снег вокруг был усыпан вулканическим пеплом, дышать становилось труднее. Благо мы были натренированны подобными подъемами. Одолев вершины, мы ушли вперед. Следом за нами шла упряжка Андрея Ивикьева. Этот молодой каюр, внучатый племянник победителя «Берингии-2004» года Якова Танвилина из Тымлата. 18-летний Андрей займет пятое место, можно сказать, что для начала это неплохой результат.
Гоня вниз по зимнику, Барс вывел нас с вершины Анавгайского перевала на развилку двух дорог. Оглянувшись назад, я не увидел ни каюра, следовавшего за нами, ни буранов.
Я долго вглядывался вперед, в надежде увидеть разметку или хоть какой-либо ориентир, разделяющий обе дороги на ту, которая могла бы привести к контрольному пункту. Но, увы, кроме переметенной дороги, беззвучной тишины дальних гор, заснеженной тундры и шума сильного ветра я не увидел ничего. Оставалось или ждать организаторов, или, как в сказке про Ивана Удальца, повернуть направо или налево. Было большое желание закончить первый этап первым, ведь все возможности в наших руках. Я дал волю себе и скомандовал: «Вправо!», и сразу собаки с азартом рванули вперед. Мы пробежали километров семь, когда нас догнал главный судья гонок Александр Молчанов, объясняя мне, куда нужно было свернуть на правильное направление. Выслушав судью, я развернул собак и погнал на начало развилки дорог. Встретив двух каюров, спокойно сидящих на нартах и распивающих чай, я приободрился духом и, не теряя времени на приглашения выпить чайку, мы рванули вперед наверстывать упущенное время.
Как только мы оказались на правильной дороге, поднялся очень сильный ветер, и мою небольшую нарту начало подбрасывать как блуждающий клочок бумаги.
На гонке «Берингия» каюры выступают на традиционных корякских нартах, сделанных из березы. Я выступал на канадской нарте, с тонкими полозьями, и приходилось порой прилагать немыслимые усилия на спусках, чтобы удержать нарту по проложенной дороге, не провалившись в сугроб. Количество собак, подготовка, кормление, ловкость каюра может определить конечный результат.
Сильный порыв ветра врезался в нас с восточной стороны, отбрасывая нарту в противоположный край. Перебросив вес тела, напрягая мышцы, я сумел встать так, чтобы ветер поддувал со спины, тем самым я увеличил скорость своей нарты. Проехав шесть часов без остановок и кормежки, я дал собакам немного сухого корма, выпил чаю, забросил в желудок легких продуктов, и мы с новыми силами ушли вперед.
Ближе к восьми часам вечера ветер стих, открылась темная тундра, усыпанная вулканическим пеплом вулкана Шивелуч. Дышать становилось труднее, в глаза стала налетать пыль, снег стал твердым, как цемент, местами была голая земля.
Когда мы приближались к контрольному пункту «Янпат», у меня не выдержала темп одна из собак. Не ожидая такой скорости, Астра не успевала с затяжного спуска переставлять лапы. Пытаясь не волноваться, я отцепил Астру и положил ее в нарту, привязав ее поводком к своей руке.
Спустя пять километров она начала скулить, ерзать в сумке, требуя свободы движения. Я решил поставить ее в строй на некоторое время и наблюдал за ней. Команда рванула с новой силой, и я заметил, что Астра тоже хорошо держит бег. Она была полна жизни, с сияющими глазами и без тени страданий. Было ясно, отдых пошел ей на пользу.
Когда мы спустились с горы, уже стемнело, и я включил налобный фонарь. Звезды помогали освещать дорогу к завершению первого тяжелого этапа. Разглядев красную ткань, как ориентир разметки, собаки, завиляв хвостами, побежали веселей к финишной прямой.
Первый этап протяженностью 93 километра был завершен. На следующий день нас ждали новые горизонты традиционной камчатской гонки «Берингия», пути мужества и стойкости духа. Ведь нет ничего проще чувства красоты и восхищения дикой местностью, которая окутана плотным зимним покрывалом. Однажды побывав здесь, ты будешь возвращаться сюда снова и снова. Так и должно быть.
Вперед, наша камчатская гонка «Берингия»! Хей, хей, хей, собачки, ках, ках, ках, вы бегите скорее, мои верные друзья, да везите людям радость, пусть живут северяне дружно, весело с душой, как жили наши предки не черствея, а мудрее, дружно весело с душой!
Александр Скрягин, серебряный призер гонки на собачьих упряжках «Берингия-2005»
Комментарии